+7 (343) 344-77-77

Заказать услугуВсе контакты

Узнать стоимость

Новая редакция соглашения о международном грузовом сообщении

Международные перевозкиС 1 июля 2015 года намечается вступление в силу новой редакции соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС) и его служебной инструкции. 

12 марта в Москве, в главном офисе ОАО «РЖД», прошёл семинар, основной тематикой которого стал ввод в действие изменений и дополнений комплексного плана в соглашение по международному грузовому сообщению (СМГС), а также в служебную инструкцию к документу, с 1 июля 2015 года.

Участниками мероприятия стали: руководство ОАО «РЖД» — Вадим морозов (первый вице-президент) и Салман Бабаев (вице-президент), Сергей Аристов, статс-секретарь (замминистра по транспорту РФ), члены Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), грузоотправители крупных масштабов, компании, занятые операторской и экспедиторской деятельностью.

Вадим Морозов отмечает, что вопросы правовой гармонизации в транспортной отрасли в условиях активного развития торговли и сотрудничества международного уровня, приобретают первостепенное значение. Правовая система, построенная правильно, и практически применяемая, во многом способствует увеличению конкурентной способности железнодорожного транспорта.

Актуализация СМГС — итог XXXIII сессии Совета министров ОСЖД (2005 год) о том, что была проведена ревизия этого международного документа. В качестве ведущих исполнителей проекта выступили представители таких государств, как Российская Федерация и Латвийская Республика.

Согласно результатам, изменения не коснулись фундаментальных принципов действующего СМГС. Однако из него исключили неактуальные и противоречивые положения, затрудняющие процессы в отношении применения права, чёткости трактовки и обязанностей каждой стороны по договору перевозки.

Салман Бабаев отмечает регламентируемость взаимоотношений грузоотправителей, железной дороги и грузополучателей, в редакции СМГС, действующей на данный момент. На территории стран Балтии Восточной Европы свою деятельность осуществляют многочисленные перевозчики, обладающие лицензией, но не имеющие правовых оснований для присоединения к соглашениям ОСЖД — межведомственным, многосторонним, хозяйственным (СМГС, договоры использования грузовых вагонов, взаиморасчёты). До 1 июля 2015 года в качестве объекта СМГС выступает железная дорога. Наличие многочисленных перевозчиков не предусмотрено положениями Соглашения.

По мнению Салмана Бабаева, это служит препятствием для осуществления перевозок международного направления, планирования, согласования объёмов, взаимодействия в процессе перегрузки в вагоны с иной шириной колеи.

В Соглашении в процессе разработки изменений и дополнений производился учёт результатов реформирования транспортных железнодорожных систем в странах, где применяется СМГС. Изменения коснулись органов госуправления железнодорожным транспортом (структуры, компетенции). Это привело к включению в проект новых правовых субъектов: перевозчиков (договорного, последующего), управляющих инфраструктурой, владельцев вагонов.

Как отмечает Вадим Морозов, в обновлённой редакции учитываются реалии рынка и реформы, проведённые железными дорогами в большинстве стран-членов ОСЖД в отношении максимального разграничения сфер государственной ответственности и предприятий железнодорожного типа, а также владельцев инфраструктур и перевозчиков. Соглашение направлено на успешное применение железными дорогами, для которых этапы реформирования пройдены или находятся лишь в своей начальной стадии.

Как говорит Салман Бабаев, СМГС предусматривает в новой редакции порядок, связанный с перевозкой грузов железнодорожно-паромного сообщения. До этого при открытии новых направлений по перевозкам с участием железнодорожного парома требовалось создание отдельного пакета нормативно-правовых актов. Подписание отдельных соглашений межправительственного плана входило в их число. Данные перевозки, начиная с 1 июля 2015 года, регламентируются положениями СМГС.

Также, благодаря принятым изменениям и дополнениям в СМГС, производится осуществление международных перевозок несколькими перевозчиками в границах государства, либо одному перевозчику для нескольких государств, то есть, обеспечение трансграничности перевозок.

Вадим Морозов считает, что нововведение относительно комплексных изменений с дополнениями в СМГС и служебной инструкции к ней, является очень важным шагом для открытия последовательной гармонизации правовых режимов для компаний железнодорожного направления новых возможностей, связанных с развитием грузовых международных перевозок. Железнодорожные компании в странах, являющихся членами ОСЖД, получают новый импульс, способствующий повышению конкурентоспособности, улучшения адаптации на европейском и евроазиатском рынках в период глобализации экономики с повсеместной либерализацией торговли.

Морозов подчёркивает, что ожидается значительная работа организационного и технического характера, связанная с введением в действие СМГС и инструкции к ней. Немаловажная роль при этом отводится поддержке партнёра.

Соглашение о международном железнодорожном сообщении (СМГС) от 1951 года, выступает в роли основного, действующего на территории России, регулирующего грузоперевозки в железнодорожном сообщении международного плана.

ОСЖД представляет собой международную организацию, созданную 28 июня 1956 года в процессе совещания министров железнодорожного транспорта в Софии, столице Республики Болгария.